Наш гид, водитель и переводчик Гунтур был непреклонен: посещение границы с Папуа-Новой Гвинеей — обязательный пункт для любого настоящего путешественника. Мы, конечно же, ему поверили, предвкушая необычные приключения: встречи с местными племенами, впечатляющие памятники и аутентичную кухню. И вот наш путь начался.
Дорога сквозь джунгли
Асфальтированная дорога вилась среди густых джунглей, сквозь листву иногда проглядывали крыши домов. Транспорта было мало, лишь в деревнях оживление создавали мотоциклисты — «железные кони», являющиеся здесь основным средством передвижения. Преобладали японские и корейские модели, особенно «Хонды». Местные жители, редкие пешеходы, приветливо махали нам руками.
Спустя несколько часов после лёгкого завтрака проголодались. Гунтур вёл машину неспешно, что меня вполне устраивало. Муж дремал на заднем сиденье, а кондиционер в джипе с трудом справлялся с нарастающей жарой.
Пейзаж сменился, когда мы поехали вдоль мутной реки. По её берегам и даже на середине стояли примитивные мостки и навесы на сваях.
«Здесь остановимся», — сказал Гунтур, сворачивая к обочине в тенистом месте. Неподалёку уже стоял другой внедорожник, пассажиры которого перекусывали прямо в кузове. Прохлада от реки была долгожданной, но её нарушали местные жители, активно предлагавшие свои услуги.
«Ждём», — коротко пояснил Гунтур. Вскоре к нам подошли несколько человек и, узнав, что мы европейцы, стали наперебой звать в гости, суля угощение. Мы решили согласиться — почему бы и нет?
В гостях у Кувата и Путри
Первое, что поразило во дворе наших новых знакомых Кувата и Путри, — все постройки стояли на высоких сваях, видимо, из-за частых разливов реки. Дома были лёгкими, почти невесомыми, но для тропического климата этого вполне достаточно. Как объяснили хозяева, готовить внутри в такую жару невозможно, поэтому основная жизнь протекает во дворе под специальными навесами, защищающими и от солнца, и от дождя. Там же располагались очаги и печи.
Вместо привычных нам грядок огород представлял собой несколько прямоугольников, отгороженных досками, в каждом из которых росла своя культура. Хозяйка призналась, что огород немного запущен, так как они только в этом году купили этот дом с участком, а до того жили у матери Кувата.
На обед нам подали настоящее пиршество: рыбу, томлёную в печи в молоке с местной ароматной травой, и картофель в сладко-острой начинке, обвалянный в кокосовой стружке. Это было невероятно вкусно. Из напитков — местное пиво, которое оказалось безопаснее воды. За трапезой, благодаря переводам Гунтура, мы разговорились. Куват мечтал заработать на мотоцикл, а пока вместе с братом приводил в порядок хозяйство и чинил крышу.
Перед отъездом мы обменялись с хозяевами фотографиями на память. Теперь где-то в Папуа-Новой Гвинее Куват, возможно, показывает снимок с нами своим друзьям.
Интересное: Магазины, которые должен посетить каждый новосел.
Сытые и немного разморённые жарой, мы продолжили путь. Через полтора часа Гунтур разбудил нас возгласом: «Приехали, уважаемые!».
У границы: монументы и реальность
Памятник, обозначавший границу, предстал перед нами в довольно скромном, если не сказать запущенном, виде. Кроме нас, здесь были ещё туристы, снимавшие видео, и юркий местный житель в неясной роли — то ли экскурсовод, то ли охранник.
Напротив располагались несколько магазинчиков, но желания заходить в них не возникло — сомнения вызывали не столько чистота, сколько возможное качество и сроки годности продуктов. Мы решили потерпеть.
Неподалёку стояло административное здание, а над всем этим великолепием нависали сказочные, но постепенно сереющие облака, предвещавшие затяжной дождь.
Мы осмотрели ещё пару памятных мест в городке Ботар.
Состояние памятников оставляло желать лучшего, но Гунтур уверял, что до пандемии сюда выстраивались очереди туристов. К вечеру, попрощавшись с «обязательным для посещения» Ботаром, мы двинулись в обратный путь.
Ужин в кафе «Валентин»
На выезде из города нас привлекло кафе под вывеской «Валентин».
У входа скучал охранник, внимательно осматривавший гостей. За ним располагалась простая столовая для рабочих, а слева — более презентабельный зал, куда мы и направились. Охранник последовал за нами, пояснив через Гунтура, что съёмка запрещена или платна, поэтому телефон пришлось убрать.
Зал представлял собой любопытный гибрид: с одной стороны предлагалась местная кухня, с другой — знакомый всем KFC. Пока муж отправился за стандартным набором из картофеля, бургера и куриных палочек, я пыталась понять местное меню без знания языка. Наугад указала на пару пунктов.
Через двадцать минут мне принесли великолепную свиную отбивную на косточке с рисом и овощами, а также… снова местное пиво. Муж с радостью предложил обменяться напитками. Ужин получился отличным.
Насыщенный день завершился возвращением в отель. Впереди был день отдыха, а затем — новое путешествие вдоль побережья. Эта поездка стала ярким напоминанием о том, как важно путешествовать, общаться с людьми и уважать культуры, отличные от нашей. Именно в этом разнообразии и кроется главная прелесть странствий.
Интересное еще здесь: Кухня.
Каждый уважающий себя турист должен посетить границу с Папуа Новой Гвинеей.