Парижская Новая Опера – или Опера Гарнье, как ее позже назвали по имени главного архитектора, расположена в самом сердце Парижа – 9 округе. Сейчас она, конечно, уже не самая Новая – есть ещё Opera Bastille, но, тем не менее, до Opera Garnier в Париже было ещё 12 различных «Опер» постарше. Райончик вокруг-тоже вполне соответствует: роскошные дома, в основном-ровесники, относящиеся к эпохе «Нового» генплана Парижа.
Помимо многочисленных туристических автобусов и такси, добираться удобно как пешком (прямо по одноименному бульвару), так и на метро – в непосредственной близости аж 3 станции. Самая ближайшая и вау-эффектная станция, конечно же, Opera.
Сразу же на выходе из-под земли перед взглядом предстает величественное здание во всем своем великолепии: позолота, колонны, лепнина, скульптуры и прочие архитектурные излишества.
Скульптуры на фасаде строго организованы по иерархическим уровням – внизу около арок – музы и деятели культуры: Jouffroy (поэзия), Guillaume(инструментальная музыка), Aizelin(Идиллия), Chapu(Кантата), Dubois&Vatinelle(песня), Falguiere(драма,) Carpeaux(танец), тот самый Шарль Перро - Perraud (лирическая драма). (См. первый ярус на фото выше).
Фрагмент скульптуры Поэзии:
В проемах между арками первого яруса – медальоны-барельефы Баха, Перголези, Гайдна, Чимарозы авторства Гюмери. Арки второго яруса украшены люкарнами с позолоченными бюстами великих композиторов: Россини, Аубер, Бетховен, Моцарт, Спонтини, Меербеер, Халеви работы Эврара и Шабо.
Полукруглые фронтоны изображают аллегории, задействованные при строительстве этого храма Искусства: слева Архитектура и Промышленность авторства Пети’, справа – Живопись и Скульптура, авторства Груера.
Главный фриз украшен барельефами с инициалом N (Наполеон 3ий) авторства Вильмона и горельефами c инициалом Е (Императрица Евгения), авторства Мале. Над карнизом ряд позолоченных масок Комедии и Трагедии авторства Клагманна взирает на все это великолепие снизу. Наверху простирают руки Гармония(левый портал) и Поэзия(правый портал) авторства Гюмери, рядом – Пегасы работы Лекезна. Главный купол увенчан статуей покровителя искусств Аполлона авторства Милле.
Около главного входа – памятник самому архитектору Шарлю Гарнье, для которого Опера стала делом всей жизни. Внизу — план первого уровня театра со зрительным залом, фойе и ротондой.
Подав заявку на конкурс, будучи неизвестным 32-летним архитектором, Гарнье победил остальных 170 участников со всего света, и был неразрывно связан со строительством театра следующие 15 лет, преодолевая противостояние Природы, финансовые проблемы, войну, революцию и Коммуну, недовольство жителей и планы по сносу. А в конце – даже билет на церемонию открытия пришлось приобретать за свои кровные…Судьба архитектора, ага. Босой, голый и голодный c карандашиком, а рядом коршуном реет «эффективный менеджер».
Ну зато хоть памятник есть на века, а могли бы и толстосума-спонсора изваять, но вовремя подоспела очередная «Республика».
А может, все дело в находчивом ответе на животрепещущий вопрос: по легенде, когда жена императора ( Императрица Евгения) спросила, «в каком стиле строить будем», находчивый архитектор ответил: в стиле Императора Наполеона III. То есть, «я надену всё лучшее сразу», как и принято в эпоху пост-революционных «экономических подъемов».
Причем «лучшего» было много, нереально много, из всех уголков огромной Империи – как самой Франции, так и многочисленных Африканских, Азиатских и Океанийских колоний, и впихнуть вот это невпихуемое – задача не из самых тривиальных. Заморские мраморы-граниты-нефриты, лепнина-позолота, предметы искусства, гобелены и фрески - там есть ВСЁ в товарных количествах. Ле Корбюзье, например, обзывал творение Гарнье псевдоискусством и «кладбищенским декором». Хотя, по моему, просто завидовал масштабу и бюджетам :)
Посмотреть на всё это ликалепие и составить собственное мнение можно во время дневных экскурсий (если нет возможности посетить представление). Маленький совет: русскоязычный (и не только) интернет забит «турами» в Оперу, однако все они — не более чем накрутки стандартных «посетительских» обзорных экскурсий, организуемых самим театром. Аудиогид тоже выдают в любом случае. Бронировать на сайте-фиксированная цена, брать в кассе - может получиться совсем дешево (но может и не хватить)...Самые дешевые — около 15 Евро (полная цена, мы были днём в будний день, в несезон, платили что-то совсем смешное, Евро так 5-7), с индивидуальным гидом — дороже. Везде говорят, что в программу не входит осмотр зрительного зала — но всё было открыто, народу-никого, и везде можно было полазить. Возможно, нам просто повезло?
Обычная дневная экскурсия заходит в здание со стороны Главного фасада и поднимается по парадной лестнице. Уже на входе поражает пышность, скорее даже избыточность декора на квадратный миллиметр. Притом всё это в эпоху, когда механизация производства только начиналась – т.е. практически каждый листик на гирлянде цветов, складочка на драпировке статуи – предметы индивидуального изготовления…С трудом укладывается в голове, как вообще всё это возможно изготовить и смонтировать с такой точностью.
Подгонка самых мелких деталей просто поражает. Не говоря о богатстве материалов и текстур. Растительный орнамент пола разрабатывался индивидуально, и включает в себя как традиционные орнаменты из трав различных регионов Франции, так и колониальные мотивы.
Плафоны потолка вестибюля украшены искусной лепниной в виде масок и орнамента. Вязь скрывает в себе цифры 1861-1875 — год окончания строительства.
Ещё фрагмент лепного декора: Лира — символ театра — наиболее часто встречающийся элемент внутреннего убранства: кованные, рисованные, вышитые — они везде.
Холл главной лестницы опоясан галереями. Под расписным плафоном — лепнина и бюсты, напоминающие Статую Свободы — тот же головной убор с лучами.
Всюду плотнейшее кружево лепнины, позолота и фрески.
Сама лестница освещена огромными канделябрами в руках псевдоантичных статуй.
Низ летницы охраняют ящеро-драконы, дань ориентальной моде «Опиумной» эпохи.
Порталы оформлены кариатидами — вроде и античная классика, но чувствуется «мурское» влияние, возможно, из-за тонирования кожи, а сандалии у некоторых из них — так и вообще мысли о Египте навевают. Эклектика, сэр.
Дальше — проход в главное фойе, чья роспись соперничает с Сикстинской Капеллой, а позолота — с Версалем, но это уже в следующей части, как и ложа Призрака Оперы и секреты осветителей…