Хотите знать, как можно нарисовать пару картин и жить в Италии 28 лет за чужой счет?
Сегодня я расскажу вам про Александра Иванова - русского художника с очень запоминающимися именем и фамилией - и его всемирно известный шедевр “Явление Христа народу”.
Родился Александр Иванов в 1806 году в семье художника. Отец его преподавал в академии художеств, куда и поступил юный Александр. Уже в то время в академии блистал Карл Брюллов, восходящая звезда русской живописи. Иванов же в то время был никем, и брал в основном трудолюбием и упорством
Успех не заставил себя долго ждать. Уже в 18 лет Иванов получает малую золотую медаль за картину “Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора”. Многие удивлялись, как простой тихий юноша смог прочувствовать и мастерски изобразить столь драматичный сюжет.
Через 3 года художник получает большую золотую медаль за картину “Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару”.
Однако, наградой могла бы стать ссылка в Сибирь. В сюжете картины Иосиф предсказывает виночерпию освобождение из темницы. Вот он стоит тут радостный. А хлебодару предсказывает казнь, примерно такую же, как тут изображена на барельефе в темнице.
В то время царствовал Николай 1 с его деспотизмом, цензурой и казнью декабристов. Некоторые провели параллели между этим несчастными на барельефчике и непосредственно декабристами.
Однако, Иванову удалось отделаться выговором, т.к. обвинения были довольно надуманными.
После окончания академии Общество поощрения художников должно было отправить Иванова на стажировку в Италию. Перед этим общество отправило в Италию Карла Брюллова.
Но выплату стипендии задержали, Брюллов взбрыкнул и набралчастных заказов, а потом и вообще отказался от финансовой поддержки.
Иванова отправили только через 3 года. За эти три года в России он чуть было не женился(мадемуазель Гюльпен), но его друг (Рабус) отговорил его от этой опрометчивой затеи.
Если бы художник женился, то он лишился бы поездки за рубеж.
Художника ждала Италия. Стажировка должна была занять 3 года, но затянулась аж на 28 лет! Полгода он добирался до Рима. По дороге он успел заскочить в галереи Берлина,Дрездена,Вены, Вероны, Болоньи, Флоренции, Пизы, Сиены.
Очень скоро он завершает картину “Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением”.
Обратите внимание: Как использовать режим "Картинка в картинке" в Google Chrome.
Здесь мы видим солнечный итальянский пейзаж и героев, спокойно и умиротворенно занимающихся искусством, нет никаких крамольных отсылок, как мы видели в предыдущей картине.Следующая законченная в Италии картина - “Явление Христа Марии Магдалине”. Изображая Магдалину, Иванов хотел добиться противоречивых чувств - слезы, печаль, удивление, испуг, радость, восхищение.
Натурщица вспоминала что-то грустненькое, Александр Иванов в это время утешал ее шутками-прибаутками, и в это же время держал перед ней разрезанную луковицу.
В России от картины все были в полном восторге, она отправилась сразу в Эрмитаж. Этот успех позволил Иванову продлить стажировку в Италии.
После этого он начинает дело всей своей жизни – картину “Явление Христа народу”. Это эпическое полотно экспонируется в Третьяковской галерее. На картине мы видим, как Иоанн Креститель собирается крестить пришедших людей, как вдруг видит Иисуса, одиноко идущего по дороге.
Чтобы прочувствовать колорит страны, Иванов даже собирался за счет общества поощрения художников съездить в Палестину. На что ему справедливо возразили, что Рафаэль никогда не был на ближнем востоке, а на тему религии рисовал, значит и тебе, дорогой Александр, не светит.
Иванов нарисовал для этой картины более 600 этюдов!
Он брал глаза одного человека,уши другого, губы третьего, и получался неповторимый типаж.
Но обратите внимание на этого персонажа. Вы узнаете его?
Это собственной персоной Гоголь Николай Васильевич. Италия свела Гоголя с Ивановым, и они подружились.
Кстати, даже самый посредственный художник за границей в то время получал стипендию больше, чем зарабатывал Гоголь. “Рисуют хуже моего, а получают в год 3 тысячи рублей!” - негодовал писатель.
Однако вернемся к картине. Здесь мы видим большое разнообразие персонажей и характеров. Изможденный старик, мускулистый юноша пышущий здоровьем, аскетичный и убежденный Иоанн Креститель с учениками, бескровный с зеленым лицом раб, и его господин,так называемые “дрожащие” отец и сын Иисус, и даже некие женщины в лесу.
Все эти люди выражают целую гамму эмоций: радость, любопытство, задумчивость, недоверие, сомнение.
Иванов умудрился изобразить целую галерею лиц, сразу понятно, для чего были нужны эти 600 этюдов. Художник рисовал эту картину 20 лет, растягивая и растягивая стажировку, он умолял своих спонсоров, выпрашивал стипендию, влезал в долги, продавал этюды.
Однажды Рим посетил сам император Николай 1! Иванов весь трепетал от предстоящей встречи с монархом, ведь решалась его судьба, он даже заготовил пламенную речь, чтобы убедить Николая 1 в ценности картины.
Но Николай 1 пробыл в мастерской несколько минут, одним глазком посмотрел на картинку, бросив на ходу “Хорошо начал” и удалился. В ненавистный Петербург Иванов возвращаться не хотел ни в какую.
Тут ему вовремя досталось наследство, позволившее ему прожить за границей еще несколько лет.
Потом он получал деньги от покровителей, на которые катался по Италии и даже тайно съездил в Лондон. Петербург негодовал от того, что Иванов водит всех за нос, никак не заканчивая картину.
И все-таки всему приходит конец, гигантское полотно было закончено, и художник отправился в Россию. Картина была настолько огромной, что в трюмы не помещалась, и плыла прямо на палубе корабля.
Критики картину приняли холодно, а Иванов от расстройства заболел и умер. А на следующий день после его смерти картину купил император и даровал художнику орден.
Таким был трагичный финал путешествия заграницу длиной в жизнь.
Больше интересных статей здесь: Лайфхак.
Источник статьи: Как нарисовать пару картин и жить в Италии 28 лет?.