Предисловие
В последнее время все больше людей приобщаются к пленочной фотографии. Возможно, это новая волна моды на ретро, винтаж и тому подобное, но факт остается фактом. Несмотря на это, даже сейчас многие люди смотрят на данное хобби не без предрассудков. Самые популярные из них:
- Фотоаппараты тяжело найти/достаются только от дедушек и бабушек/только старые мыльницы.
- Пленка безумно дорогая, ее тяжело найти, а проявить так вообще непосильная задача.
- В фотоаппарате непонятные настройки, все вручную, я не разберусь.
И как результат – человек либо продолжает жить в этих стереотипах и ничего не делать, либо пытается и начинает осваивать новое увлечение. Конечно, с таким явлением как лень ничего поделать нельзя, ибо если есть желание, то уж точно захочешь попробовать. Но пройдемся по стереотипам по порядку:
1. Фотоаппараты “тяжело” найти
Одно из заблуждений, которое легче всего преодолеть. Для этого можно зайти на тот же Авито или поискать профильные сайты, где можно увидеть огромное число фотоаппаратов.
2. “Проблемы” с пленкой
Конечно, в наше время найти пленку несколько сложнее, чем это было во времена пика популярности пленочной фотографии, но утрировать не стоит. Есть достаточное число мест, где можно и купить, и проявить, и отсканировать свои кадры. Например, фотопроект или фотолаб, а также местные конторки, так сказать.
3. В фотоаппарате “непонятные” настройки
В любом деле, особенно новом для нас, всегда что-то придется осваивать. Настройки пленочных фотоаппаратов не самая сложная вещь на свете – напротив, зачастую разобраться в нем проще, чем в современных цифровых, которые изобилуют миллионами режимов, кнопочек, колесиков и тому подобное. К тому же ощущение от ручной съемки намного сильнее и приятнее, чем от цифровой, где можно щелкать 10 кадров в секунду и не думать о том, куда направляешь фотоаппарат.
В общем, как можно заметить, все стереотипы и мифы насчет пленочной фотографии достаточно сильно преувеличены и служат отговорками для тех, кто просто ленится. Не будем обращать на них внимания и познакомимся с тем с чего лучше начать.
Какой фотоаппарат выбрать?
Первый вопрос с которым вы столкнетесь – это какой фотоаппарат выбрать. Если вам повезло и у вас остался от родственников старенький “Зенит”, “Смена” и прочие советские модели, то смело можете не думать об этом и начать изучать то, что есть.
Если вы не из тех счастливчиков, то необходимо бороздить просторы интернета или спрашивать у знакомых. По себе могу сказать, что если вам хочется действительно прочувствовать и изучить пленочную фотографию, то начинать лучше с какой-нибудь простой, не изобилующей настройками камеры. Тот же “Зенит” (например, 122, 122-к и более ранние модели) будет отличным вариантом для новичка. Из начальных моделей также могу посоветовать Canon AE-1, который до сих пор довольно популярен. Конечно, советские камеры имеют свой шарм, но по надежности и возможностям, к сожалению, зачастую не сравнятся с Nikon, Canon, Olympus, Pentax и т.д., но начать можно и с них.
Немаловажный момент при выборе фотоаппарата – наличие или отсутствие экспонометра. Этот инструмент отвечает за правильные настройки кадра и помогает при съемке. Например, на “Зенит-122к” при полунажатии на спуск затвора начинает загораться лампочка с индикатором, который имеет три ступени – “слишком много света”, “все отлично” и “мало света” (это если простым языком). Про экспонометр будет упомянуто ниже в данной статье.
Фотоаппарат выбрал, а где можно купить?
Самый популярный вариант – купить на Авито/ Юла. Объявлений с продажей старой фототехники пруд-пруди, но тут есть и небольшая загвоздка – зачастую их публикуют люди, которые просто нашли фотоаппарат у себя на полке и не в курсе подробностей о его работоспособности, поэтому следует быть осторожным и перед покупкой ознакомиться с моделью в интернете, изучив отзывы о ней, типичные проблемы и т.п. . Лично я два раза покупал фотоаппараты через Авито и не возникало никаких проблем.
Про пленку
Как вы могли понять, с пленкой сейчас серьезных проблем нет, но у новичка могут возникнуть проблемы с тем какую выбрать. Цена катушки в профильных магазинах варьируется от 200 до 900 рублей. Наиболее распространенные – Kodak Color+ 200, Ilford PAN 400 (ч/б) и т.д. Цифры в названии – это чувствительность пленки (ISO). Начинать лучше с цифры “400”, ибо проэкспонировать кадр будет проще.
Небольшой лайфхак – начинайте снимать на ч/б – в большинстве своем кадры будут выглядеть отлично, а париться о насыщенности цветов не придется.
Не советую начинать с дорогих пленок (по типу Kodak Ektar, Portra), ибо скорее всего первые кадры будут не самыми лучшими и тратить деньги на это лучше с осторожностью. Купить можно в магазинах фотопроект, fotolab и во многих других. Часто пленку продают на тематических секондах или развалах. Там, кстати, можно ухватить пару катушек просроченной пленки, что довольно-таки ценится, ибо фотографии на данную пленку получаются с необычным эффектом.
Заправил и готов снимать!
А теперь начинается самое интересное – начало съемки. Как я уже говорил, пленочные фотоаппараты зачастую не изобилуют настройками, но их необходимо знать и уметь расставлять. Конечно, это тема для отдельной статьи, но базовый алгоритм выглядит так:
Загрузив пленку, выставляем на фотоаппарате чувствительность пленки (ISO);
Если в вашем фотоаппарате есть встроенный экспонометр – это значительно упрощает задачу с настройкой выдержки и диафрагмы. Если нет, то тут либо на глаз (что сначала будет почти невозможно понять, ибо нужен опыт), либо можно использовать внешний экспонометр или приложение на телефоне (например, LightMeter), который подскажет какие лучшие настройки поставить.
Безусловно, важно навести на резкость. Делается это вручную (за исключением мыльниц и одних из последних пленочных камер). На объективе часто есть отметки о расстоянии, но в самом видоискателе обычно есть кружочек, поделенный пополам и изображения в этих частях необходимо “свести”. В случае с дальномерными камерами, необходимо “соединить” изображения видоискателя и объектива.
Взводим затвор и делаем первый кадр. Потрясающе. Советую держать камеру достаточно крепко, чтобы она не дергалась, ибо велик риск смазать кадр. На затвор лучше нажимать тоже без особого фанатизма (особенно, если он механический), ибо это подергивание камеры отразится на снимке, особенно с длинной выдержкой.
Конечно, уместить в одну статью весь процесс освоения пленочной фотографии невозможно. Основная цель статьи – дать понять, что пленочная фотография это не так сложно, как кажется (но и не просто). Безусловно, придется освоить виды пленочных камер (есть дальномерные, широкоформатные, зеркальные и т.д.), придется ознакомиться с видами пленок более подробно, изучить их особенности. Не обойдется и без изучения настроек – что такое выдержка, диафрагма, какой приоритет при съемке выбрать и так далее. Не стоит этого бояться – это безумно интересно. Особенно, когда начинаешь фотографировать и видеть результат.