Свой первый борщ я готовила по телефону.
- Мам, хочу порадовать дорогого-любимого, - ошарашила я родительницу, не ожидавшую подвоха утром в воскресенье. - Он просил борщ как у тебя. Колись, как его готовить?
До этого так же, на удаленке, я обучилась варить макароны, жарить яичницу и даже печь блины. В принципе, уже считала себя кухонным гуру. Но борщ оставался для меня недосягаемой высотой.
Мать встрепенулась, мол, это ж как два пальца об косяк, тем более раз в крови есть украинские капли, считай, ты родилась с встроенным умением готовить борщи и галушки.
Но, видимо, в семью меня подкинули, пока мать не видела. Борщ я готовила через отрицание и гнев, так и не перейдя на стадию торга, депрессии и принятия.
Сложнее всего пришлось на этапе поджарки: пока я терла морковку, лук успел сгореть. Пока я чистила новый лук, морковь умудрилась свалиться на пол. Ну как умудрилась - я задела тарелку локтем. Когда я, наконец, заелозила свеклой по крупной терке, кухня вмиг превратилась в место преступления: стол, стены, плита, шкафчики, раковина - все было усыпано багровыми каплями.
Но, оказывается, все это было не важно. «Алена, теперь самое главное», - торжественно заявила мама. Что-то сейчас будет?! Мне откроются тайны вселенной? Я постигну смысл бытия?
Интересное: Виноградное вино, рецепт приготовления.
Или хотя бы научусь заклинанию, которое позволит читать мысли моего начальника? В общем, мама сказала, что если не добавить в поджарку две чайные ложки уксуса и одну чайную ложку сахара, борщ не получится.Аааааа! Я вырубила все конфорки и поскакала в магазин, проклиная все на свете, включая свидетельство о браке и час своего рождения в хохляцкой диаспоре. В магазине, думаю, долго помнили мои обезумевшие глаза и глас вопиющего в пустыне: «Где уксус?»
«Сколько областей на Украине - столько рецептов борщей, сколько районов - столько вариантов, - поучала меня ридна мамо. - В нашей Могиловке, например, завсегда ложили много помидор, заливали литр томатного сока, который сами делали. Потому был цвет. А здесь на рынке разве найдешь нормальных буряков? Потому и нужен уксус с сахаром».
Да-да, я знаю, что правильно - не «ложили», а «клали», помню, что буряк - это свекла, и понимаю, что Могиловка - страшенное название для деревни (учитывая, что дом мамы стоял рядом с кладбищем, - вообще мороз по коже). Но в сухом остатке имеем одно: борщ без литра томатов - это «помои» в определении моих украинских тетушек.
«В Никопольском районе сало соленое в ступке с чесноком растирают, и когда борщ сварится, эту кашицу туда бросают, размешивают и закрывают крышкой, - маму не остановить. - А моя однокурсница с Алтая в борщ лимон вместо уксуса добавляла».
К тому моменту, когда у меня стоял на плите готовый борщ, я была уже другим человеком. Умудренным опытом и убеленным сединами. Я поняла, что борщом можно творить чудеса: лечить больных, читать мысли, усмирять мятежи и даже беременеть.
Помните: девушка, женщина, бабушка, умеющая готовить борщ, вооружена и очень опасна. По умолчанию. По определению. По жизни.
Интересное еще здесь: Рецепт.
Секретный рецепт борща из Могиловки.